Что делает нейропсихолог
Нейропсихолог изучает, как работает мышление, память, зрительное и пространственное восприятие, воображение, внимание и другие когнитивные функции.
Головной мозг развивается у каждого человека по-своему. Важно, как прошли беременность и роды, раннее детство ребенка, каково состояние здоровья — были ли травмы или инфекции. Нейропсихолог выясняет, где есть сбой в обработке мозгом информации. Диагностический процесс — это сложная мозаика из разговоров, наблюдений и тестов.
Специалист узнает у родителей, как развивался ребенок, какие трудности есть сейчас, были ли изменения в поведении и успеваемости. Он анализирует сильные и слабые когнитивные функции, чтобы сбалансировать их и помочь ребенку развить менее развитые. Нейропсихолог видит зону ближайшего развития ребенка и составляет схему коррекции, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Нейрокоррекция берет за основу сильные стороны ребенка, чтобы помочь ему улучшить те функции, которые развиты слабее. Нейропсихолог использует в своей работе замещающий онтогенез. Это процесс, при котором ребенок возвращается на более ранний этап сенсомоторного опыта, чтобы стимулировать развитие.
Нейрокоррекция бывает двигательной — это похоже на лечебную физкультуру, — и когнитивной — она напоминает занятие с логопедом. При нейрокоррекции не используются медикаменты. Занятия состоят из интересных заданий, которые постепенно усложняются и подобраны индивидуально под задачи развития ребенка и его особенности.
Занятия с детским нейропсихологом предусматривают комплексное выполнение игровых заданий и нейропсихологических упражнений. Они способствуют тренировке памяти и мышления ребёнка, улучшают его работоспособность и усидчивость, повышают интерес и мотивацию к обучению, помогают стабилизировать его психоэмоциональное состояние.
Работа нейропсихолога с детьми включает в себя:
- Оценку психического и эмоционального состояния ребёнка.
- Помощь в коррекции отклонений в поведении.
- Развитие памяти, мышления и речи.
- Выявление слабых и сильных сторон головного мозга и приведение их к необходимому балансу.
Этапы коррекционной работы нейропсихолога
Как правило, выделяются четыре этапа:
- Диагностический этап.На данном этапе при помощи нейропсихологического обследования выявляют актуальный уровень развития и знаний ребёнка, выделяют особенности функционирования мозговых структур, а также разрабатывают индивидуальную коррекционную программу.
- Установочный этап.Данный этап направлен на создание у ребёнка и его родителей необходимой мотивации и активной установки на прохождение нейропсихологической коррекции. Устанавливается эмоциональный контакт как с ребёнком, так и с его родителями, что необходимо для дальнейшей работы.
- Коррекционный этап.Осуществляется программа нейрокоррекции в соответствии с разработанным ранее планом.
- Оценка эффективности коррекционной работы.Проводится контрольное нейропсихологическое обследование, которое позволяет зафиксировать результат коррекции. Следует заметить, что максимальный эффект может быть достигнут не менее, чем спустя 6-7 месяцев коррекционной работы с ребёнком.
Принципы
Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики
Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы.
- Принцип системности
Нейрокоррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом. - Принцип опоры на сохранные формы деятельности
Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики. - Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка
В программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций. - Принцип вовлечения
Нейропсихолог должен создать ситуацию эмоционального включения ребёнка в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию. - Принцип «замещающего онтогенеза»
Данный принцип заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, начиная от самого раннего. - Принцип комплексности
Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы. - Принцип «от простого к сложному»
Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы для ребёнка.
Формы
Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.