Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, может быть эффективной только в том случае, когда она основана на глубоком и объективном логопедическом обследовании.
Логопед, при проведении обследования знакомится с имеющейся медицинской документацией на ребёнка: заключениями отоларинголога, невролога, психиатра, офтальмолога, педиатра, и др. Невролог анализирует данные неврологического обследования и клинического обследования слуха, зрения и нервной системы. В рамках клинико-педагогической классификации невролог ставит диагноз. Психолог исследует характер детско-родительских отношений, уровень исследовательской активности ребенка, степень понимания родителями проблем и потребностей ребёнка. Педагог-дефектолог, используя нормативную методику оценки нервно-психического развития, определяет, насколько ребёнок отстает или опережает норму развития.
Обобщая полученные данные, специалисты, определяют причину нарушений, диагноз и возможные перспективы развития. Диагноз, который поставил невролог, должен быть учтён и при обследовании, и при написании логопедического заключения. У детей не должно быть выявлено снижения слуха, нарушения интеллекта или резкой потери зрения и т. п. Большое внимание стоит уделить анализу имеющегося анамнеза. Здесь важны все детали перенатального, натального и постнатального периодов (в период беременности в каком триместре было воздействие вредоносных факторов). При сборе анамнеза надо обратить внимание на следующие факторы риска:
- возраст родителей, в том числе возраст матери старше 40 лет, особенно при первой беременности;
- патологическое течение беременности у женщин (токсикозы беременности, хронические соматические и гинекологические заболевания, инфекционные заболевания, анемия беременных, функциональные поражения почек, печени и других органов, эндокринные заболевания, артериальная гипертензия);
- инфекционные заболевания у женщин в период беременности (краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирусная инфекция, гепатит С и ряд других заболеваний);
- тяжелая гипоксия плода;
- асфиксия новорожденного;
- внутриутробная или неонатальная инфекция у детей (сразу же после родов и в первые дни и недели жизни);
- глубокая степень недоношенности;
- низкая и экстремально низкая масса тела при рождении;
- переношенность;
- тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС;
- тяжелое гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС;
- внутричерепная родовая травма у детей;
- гемолитическая болезнь новорожденных;
- синдром дыхательных расстройств у детей или другая патология, потребовавшая проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в неонатальном периоде;
- хирургическое вмешательство в неонатальном периоде по любой причине;
- патологический характер гипербилирубинемии у детей (в том числе с «затянувшейся» желтухой);
- нарушения темпа роста и развития в первые месяцы жизни по неустановленной причине;
- наследственные нарушения слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи.
Анамнестические сведения логопед заполняет со слов родителей ребёнка, и на основании предоставляемой документации. Только после тщательного изучения всех материалов документации логопед начинает непосредственное обследование ребенка. Изучая особенности развития речи, логопед вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие и т. д.).
Обследование ребёнка начинается с беседы. Во время беседы логопед старается установить контакт с ребёнком, а также выявляет, как понимает ребёнок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности. Следующим методическим приемом обследования является наблюдение логопеда за ребёнком в процессе его деятельности, которую организует логопед, предлагая ему различный материал (карандаши, игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.
Обследование проводится по схеме:
- Обследование звукопроизношения.
- Обследование общей моторики.
- Обследование мелкой моторики.
- Обследование артикуляционной моторики.
- Обследование динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи.
- Обследование мимической мускулатуры.
- Обследование строения артикуляционного аппарата.
- Обследование фонематического восприятия.
- Обследование дыхательной и голосовой функции.
- Обследование просодических компонентов речи.
- Обследование слоговой структуры слова.
- Обследование понимания речи.
- Обследование лексического запаса.
- Обследование грамматического строя.
- Обследование связной речи.
Качественно-количественные результаты выполнения заданий, выраженные в баллах, фиксируются в разделе «Результаты» в виде таблиц. Данные логопедического обследования позволяют планировать не только групповую работу, но и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с максимальным учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребёнка.