Семёнова Марина Евгеньевна

Детский психолог, дефектолог, логопед, нейропсихолог. Стаж 16 лет.

Образование

Базовое образование

2008 — Алтайский государственный педагогический университет, Психолого-педагогическое образование

Повышение квалификации

2016 — ЧОУ «Логопед Профи, ЛОГОЭКСПЕРТ», От четкого звука до связного высказывания. Системное  развитие речи по Т.А.Ткаченко

2017 — Министерство образования и науки Алтайского края КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»

Организация психологического консультирования субъектов образовательного процесса. Этические нормы организации и проведения консультативной работы

2017 — инклюзивное образование детей с ОВЗ, Московский педагогический государственный университет

2020 — нейропсихология детского возраста, Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

2020 — АНОДПО «Московская академия профессиональных компетенций», Логопедия- дефектология

2022 — Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья»

Современные логопедические технологии: логопедический массаж при дизартрии, заикании, ринолалии, нарушениях голоса, алалии, афазии.

Чем занимается логопед-дефектолог

Логопед-дефектолог занимается диагностикой, коррекцией и профилактикой (в том числе консультирование) речевых нарушений, а также работает над исправлением дефектов в коммуникативной сфере у людей всех возрастов. Он работает с пациентами, у которых есть проблемы со звукопроизношением, задержкой речевого развития, дизартрией, афазией, алалией, и другими речевыми нарушениями.

В задачи логопеда-дефектолога входят оценка уровня речевого развития, выявление причин и особенностей нарушений, разработка индивидуальных программ коррекционной работы, а также проведение регулярных занятий с пациентами.

В процессе работы учитель логопед-дефектолог использует разнообразные методики и упражнения для развития и улучшения речи, например, артикуляционную гимнастику, логоритмику, работу над грамматикой и лексикой и многое другое.

Однако работа логопеда-дефектолога не ограничивается только сессиями с пациентами. Детский логопед-дефектолог также общается с родителями или близкими ребенка, чтобы разъяснить им, как происходит коррекционная работа, и дать советы и рекомендации, например, о том, как нужно заниматься с ребенком дома.

Цель педагога логопеда-дефектолога — помочь пациентам любого возраста преодолеть речевые трудности, начать говорить чисто и грамотно.

Различия между логопедом и дефектологом

Логопед и дефектолог — это схожие, но все же разные профессии.

Работа логопеда заключается в том, чтобы поставить речь ребенка или взрослого, скорректировать произношение звуков и избавиться от иных дефектов речи.

Дефектолог же работает с теми, у кого есть не только речевые отклонения, но и нарушения в психическом и/или физическом здоровье.

Сравнительный анализ результатов обследования на начало, и конец учебного года позволяет проследить динамику и установить эффектив10 ность коррекционного процесса (используйте раздел программы «Динамика»), а так же степень обучаемости и обученности каждого ребёнка. Групповые результаты можно представить в наглядной форме (в виде таблиц). Таблицы отражают уровень достижений группы по каждой методике обследования (раздел программы «Групповой отчет»). По ним можно достаточно точно судить об уровне развития детей в группе и в целом о ходе коррекционной работы. После выставления заключения логопед составляет план работы с каждым ребёнком. На этом итоговом этапе диагностической работы целесообразен плодотворный контакт логопеда с педагогами (психологом, воспитателями) и родителями для выработки совместных путей коррекции нарушений в речевом развитии ребенка. После обследования проводится обязательная беседа и консультация с родителями. Родителей информируют о результатах; возможно дополнительное уточнение о ребёнке (анамнез, проблемы поведения, семейных взаимоотношений и т. д.). Логопед рассказывает о планировании и возможных перспективах коррекционной работы, при необходимости, советует как организовать развитие ребёнка и жизнь семьи, чтобы не допустить прогрессирования речевого нарушения. Практика показывает, что большинство детей с речевыми нарушениями, посещающих дошкольные логопедические группы в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу. Но могут быть и исключения. Задача педагогов – раскрыть родителям характер проблем ребёнка и рекомендовать оптимальный маршрут обучения.

Детский психолог занимается изучением внутреннего мира ребенка. Его задача — найти подход, понять ребенка, говорить с ним на одном языке, показать ребенку, какие ресурсы и возможности скрыты в нем самом, помочь их найти и открыть. Лучше понять себя, свои желания, осознать, выразить, прожить свои эмоции и чувства, научиться выражать их конструктивно.

Дети так же, как и взрослые, часто сталкиваются с различными психологическими проблемами. Помощи только родителей нередко оказывается недостаточно. Требуется профессиональная поддержка, которую может оказать детский психолог. Такой специалист выступает в роли своеобразного посредника между ребенком и его родителями. В задачу профессионала нередко входит налаживание между ними эмоциональной связи, позволяющей легко преодолевать все психологические трудности. Помощь детского психолога оказывается актуальной и при общении ребенка со сверстниками.

Профессиональная поддержка обеспечивает:

  • Нормальное развитие личности
  • Устранение всех внутренних конфликтов
  • Гармоничное состояние ребенка в любых условиях

Не стоит думать, что помощь порой требуется только школьнику или подростку. Неблагоприятное эмоциональное состояние может возникнуть и в более раннем возрасте. Родителям важно своевременно заметить его и обратиться к специалисту.

Что лечит детский психолог?

Детские психологи оказывают помощь в:

  • Преодолении типичных возрастных проблем
  • Определении индивидуальных особенностей и способностей ребенка (в том числе его характера)
  • Налаживании отношений со сверстниками, родителями и близкими

Что входит в сферу деятельности специалиста?

Детский психолог – специалист, оказывающий психологическую помощь. У такого профессионала нет высшего медицинского образования. Не следует путать психолога с психотерапевтом. В отличие от врачей, эти специалисты не могут назначать медицинские препараты.

В сферу деятельности специалистов входят преимущественно консультирование родителей и работа с детьми по решению локальных проблем.

В их числе:

  • Различные страхи (в том числе после физического насилия в семье)
  • Депрессивные и тревожные состояния
  • Стрессовые состояния после травматических эмоциональных событий (потери одного из родителей, например)
  • Слабая воля
  • Неорганизованность
  • Невнимательность
  • Гиперактивность
  • Трудности в общении
  • Агрессивное поведение в стандартных и стрессовых ситуациях
  • Сложности адаптации в детском саду, в школе, в любых незнакомых коллективах
  • Замкнутость
  • Утрата контакта с родителями (в том числе после конфликта)

Отличие детского психолога от других специалистов

Детские психологи помогают детям, отличающимся психическим здоровьем. Психическими расстройствами занимаются психиатры. Только они могут осуществлять диагностику серьезных патологий и проводить их лечение с использованием специального режима и назначения медицинских препаратов.

Не являются психологи и врачами-дефектологами. Психолог не сможет самостоятельно устранить причины задержки в развитии, например. Специалист не поможет и при нарушениях речи. Он может только лишь помочь ребенку на этапе лечения, поддержать его, настроить на положительный исход, объяснить, что ничего страшного не произошло, и какие-либо отклонения не являются серьезной проблемой.

Так же, как психотерапевты и другие врачи, психологи работают не только с детьми, но и родителями, так как очень часто корни проблем кроются именно в отношениях малышей и подростков со взрослыми.

Безусловно, самых высоких результатов можно достичь тогда, когда вы обращаетесь со своим ребенком сразу и к психологу, и другим специалистам (с медицинским образованием). Команда специалистов способна как устранить имеющиеся проблемы, так и предотвратить их появление в дальнейшем. Также несколько профессионалов могут выполнить профилактику развития ряда патологических состояний.

Когда нужно обращаться к детскому психологу?

К детскому психологу следует обращаться как можно раньше, как только вы заметили любые изменения в эмоциональном состоянии или поведении ребенка. Важно понимать, что даже беспричинные слезы и небольшие капризы являются своеобразной просьбой детей о помощи. Не стоит списывать изменения в состоянии ребенка на обычную избалованность или непростой характер, какие-то возрастные факторы или иные причины. Так вы можете пропустить момент, когда устранить психоэмоциональный конфликт достаточно легко.

Обращаться к детскому психологу следует при:

  • Замкнутости ребенкаи его застенчивости. Такие проблемы часто напрямую связаны с негативным восприятием ребенка собственной личности и внешности. Преодолеть их следует как можно раньше. В противном случае застенчивость и замкнутость могут привести к тому, что ребенок будет постоянно испытывать стресс и не сможет адаптироваться в новом окружении. Со временем проблемы будут только усугубляться
  • Гиперактивности. Такая проблема обычно возникает у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чрезмерная активность проявляется в том, что ребенок нередко становится просто неуправляемым. Его сложно успокоить, увлечь каким-то делом. Ребенок становится все более неусидчивым, не может сконцентрироваться, проявить внимание к деталям. Это сказывается на его успеваемости, творческом развитии, формировании характера. Нередко чрезмерная активность приводит и к непониманию с родителями. Задача детского психолога при работе с гиперактивным ребенком заключается в комплексной поддержке. Специалисту следует научить малыша правильно управлять энергией, контролировать настроение, проводить досуг интересно и с пользой
  • Тревожности и страхах. Страх одиночества, темноты, различных чудовищ и других выдуманных персонажей считается нормальным для детей. На самом деле фантазии и страхи – не одно и то же. Если ребенок просто фантазирует, но не боится, причин для беспокойства нет. Но если малыш действительно напуган, следует обратиться к специалисту, так как страхи способны нанести вред неустойчивой психике в раннем возрасте. Нередко кажущиеся безобидными страхи перерастают в серьезные фобии. Своевременный поход к профессионалу позволяет не только устранить страхи, но и предотвратить их появление в дальнейшем
  • Агрессивности. Агрессию у ребенка могут спровоцировать самые разные проблемы. Выявить и устранить причины немотивированной агрессии может только специалист. Если не обратиться к профессионалу, ребенок может навредить себе и окружающим. Никому не понравится, что рядом находится малыш, который кусается и дерется, например. С ребенком просто откажутся общаться. Он сам не поймет, почему так происходит, что будет провоцировать еще более выраженную агрессию. В результате ребенок вырастет жестоким и вспыльчивым. Задачей психолога при работе с агрессивными маленькими пациентами является снятие психологических барьеров, устранение тревожности и иных причин агрессии
  • Плохой успеваемости. Все дети являются яркими индивидуальностями. Кому-то лучше даются математика и физика, а кому-то – русский язык и литература. Но нет детей, которые в целом плохо успевают по всем дисциплинам без психологических или иных проблем. Если у ребенка нет диагноза «умственная отсталость», следует обратиться к психологу. Скорее всего, причинами плохой успеваемости являются страх выступлений, конфликты с учителями или одноклассниками, отсутствие концентрации и др. Специалисту важно выяснить, почему ребенок плохо учится, и помочь школьнику в преодолении всех трудностей