Молокеева Надежда Игоревна
Образование
Базовое образование
2023 — Алтайский государственный университет, Клинический психолог
2023 — АНО ДПО «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения», Сенсорная интеграция. Диагностика и коррекция сенсорных функций
Услуги патопсихолога
Патопсихология — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме»
Патопсихология представляет собой направление об изменениях психических функций: внимания, памяти, логического мышления из-за соматических или психических заболеваний. Общая психология занимается строением психики, особенностями и этапами ее развития, а патопсихология – закономерностями распада мыслительных процессов, особенностями формирования мышления, хода мыслительной деятельности. В основе находится сравнение реального положения дел с нормой, принятой в психологии. Для объяснения не только отклонения в психике, но и их тенденции.
Из-за поражения головного мозга, которое оказывает влияние на психическую деятельность, происходят нарушения в структуре личности. Именно патопсихология занимается изучением влияния болезненных изменений психической деятельности, которые возникают из-за сложных патологий мозга, соматических заболеваний или стрессовых нагрузок на психику.
Два основных направления этой научной дисциплины – это теоретическая (или академическая) и практическая (или прикладная) патопсихология.
- Теоретический раздел посвящен изучению общих закономерностей расстройств, возникающих в психике человека (в ее функциях, состояниях, свойствах) при различных патологиях мозга, и сравнению выявленных изменений с нормативными показателями. Результаты исследований помогают получить представление о том, что происходит в психике, когда человек заболевает.
- Прикладное направление патопсихологии сфокусировано на решении практических задач, а именно – на проведении патопсихологической диагностики для уточнения диагноза, на психотерапевтической работе со взрослыми пациентами, на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, на анализе результатов проведенной терапии или экспертной оценке трудоспособности, на профилактике и т. д.
Дополнительным критерием, на основании которого в патопсихологии можно выделить еще несколько разделов, является возраст пациентов и возрастные особенности психического развития. По этому принципу в науке есть направление дошкольной патопсихологии и патопсихология младших школьников, подростковая и юношеская патопсихология, а также направления, которые имеют дело со взрослыми и пожилыми людьми.
Какие методы и методики используют патопсихологи в своей работе
Основной метод патопсихологического исследования – это эксперимент, который позволяет определить причину патологических изменений, условия, в которых все происходит, выявить моменты, которые усиливают или ослабляют происходящие отклонения либо прекращают их. В дополнение к эксперименту патопсихологи могут использовать нестандартизированные методы – наблюдение, беседу, биографический метод (анализ истории жизни пациента), анализ продуктов деятельности испытуемого – и стандартизированные методы, например, различные анкеты, опросники, тесты, проективные методики или психофизиологические процедуры (например, электроэнцефалография, электромиография или электрическая активность кожи).
Программа исследования и выбор конкретных диагностических методик определяются клинической задачей, которую решает специалист. При этом учитываются и индивидуальные особенности объекта изучения – психическое состояние пациента, уровень образования, личностные характеристики, его отношение к исследованию.
Эрготерапевт (специалист по сенсорной интеграции)
Цель диагностики – выявление и оценка особенностей функционирования сенсорных систем. Она необходима для разработки индивидуального плана занятий.
Обработка сенсорной информации – это способность воспринимать, сортировать и связывать информацию, поступающую из окружающего мира. Информация поступает через органы чувств, а управляет ею центральная нервная система, обрабатывается и выдается нам в виде некоторого знания о предмете. «Обработка сенсорной информации – это умение наполнять смыслом мир вокруг» Дисфункция сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации.
Нарушение сенсорной интеграции
Расстройство сенсорной интеграции – это неврологическое состояние, которое создает трудности в обработке информации поступающей от пяти классических органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания), а также вестибулярного аппарата и сферы проприоцепции (ощущения положения тела в пространстве).
Стимминг
При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка. Stimming (в русском переводе – неблагозвучное “самостимулирование”) свидетельствует о нарушении обработки сенсорной информации, SPD. Следует понимать, что стимминг – это не бессмысленное неадекватное поведение ребенка, а героическая попытка справиться со своими неврологическими проблемами.
Диагностика нарушений сенсорной интеграции
Диагностика основывается на изучении подробного анамнеза ребенка, опрос родителей и наблюдениях педагогов за проявлениями сенсорной интеграции в различных ситуациях
Сенсорная интеграция
Каждый из нас обрабатывает сенсорную информацию, начиная от зачатия и продолжая всю жизнь. Сенсорная интеграция воздействует на каждую область человеческой деятельности. Термин сенсорная интеграция описывает, как мы ощущаем окружающий нас мир, как мы ощущаем себя в этом мире, как представляем схему нашего тела, положение нашего тела в пространстве и концепцию нашего «я» во времени. Сенсорная интеграция описывает, как наша нервная система, весь мозг и тело работают вместе, отвечая за информацию от внутреннего и внешнего мира. Как мы создаем план действий или движения, самосохранения и заботу о себе, или то, что часто называют поведением.
Сенсорная интеграция — это упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Они текут в мозг подобно ручейкам, впадающим в озеро. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации — и не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Мы обладаем также особым чувством, которое фиксирует действия силы тяжести и перемещения нашего тела по отношению к земле.
Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании), она организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве) и наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимание на уличный шум). Также сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ) и формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Почему это важно
Сенсорная обработка и интеграция лежат в основе общей моторики, мелкой моторики, речи и общения, а также в основе усвоения академических навыков. Неупорядоченный процесс сенсорной обработки и интеграции может привести к нарушению развития и функционирования человека и может стать причиной возникновения множества проблем. Без правильного функционирования сенсорной системы человека невозможно сенсомоторное развитие: ребенок может не ощущать некоторых частей своего тела, у него могут быть нарушены процессы выработки рефлексов, моторного планирования, восприятия входящей информации, удержания равновесия и прочее. Без сбалансированной работы сенсомоторной системы страдает перцептивномоторное развитие, а значит и речь, и поведенческая составляющая, внимание. И на вершине пирамиды находятся познавательные способности и академическое обучение. Данные процессы возможны лишь при отлаженной и четкой работе всех перечисленных выше систем.
Сенсорная интеграция во всем мире считается одним из самых эффективных методов